вторник, 2 августа 2011 г.

Видео 7 опубликовано: Михаил Иосифович Тамарин вспоминает

Видео: http://www.1917-1991.org/m/video-interviews/tamarin/?lang=ru

Михаил Тамарин родился в 1916 г.

Инженер, скрипач, был дважды арестован, находился в лагерях на Колыме и в ссылке в Красноярском крае.



Сценарий видео: Михаил Иосифович Тамарин вспоминает


Арест и следствие
1avi 0.13.33.
Шестнадцатого апреля тридцать седьмого года меня пригласили на  Кузнецкий мост двадцать четыре.  А до этого, понимаете, я дружил  с однокурсниками,  вернее, с четвертого курса был такой Саша Брезицкий,  еще один товарищ – Миша, 1avi 0.13.58.

. 1avi 0.14.02.
 И мы очень дружили, увлекались девушками, делали, устраивали вечеринки, да.
1avi 0.14.10.

. 1avi 0.14.28.
 Вот, мне предъявили страшное обвинение. Сначала,  допрашивали, что мы устраиваем контрреволюционные сборища и якобы готовим террор против партии и правительства. Это было настолько неожиданно, что просто даже страшно было.
1avi 0.14.47.


 1avi 0.21.32.
меня поместили в камеру-одиночку и только слышны были стоны людей из соседних камер.  А так была тишина гробовая, а, Пугачевская башня называлась, Пугачевская башня, вот вспомнил, да. И вот в эту же ночь раздался  стук ключей, открывается камера, заходит ко мне Петров, бывший начальник тюрьмы, и его два или три сопровождающих, и вручает мне обвинительное заключение. 1avi 0.22.10.

 1avi 0.22.26.
Обвинительное заключение. Органами главного управления государственной безопасности союза СССР раскрыта студенческая контрреволюционная террористическая бухаринская организация, ставящая своей целью террор против вождей партии правительства” 1avi 0.22.45.

1avi 0.23.11.
Это означает арест всех родственников, конфискация имущества и расстрел в двадцать четыре часа. Вот этот закон издали, когда убили Кирова,  тридцать четвертый год, да.  Вот по этому закону, значит. Они ушли и дали мне это обвинительное заключение читать. Вы знаете, я читал, и со мной стало плохо.   На этой железной кровати, там матрасы из сена, я почувствовал, понимаете, лужу под собой. Вы извините, я потерял дар регулировать свои органы, мне страшно стало плохо. А утром, рано утром я пришел в себя, мне говорят – “соберитесь с вещами”.У меня вещи были, только одна, помню, зубная щетка, больше ничего не было, и спустились вниз. И меня поместили в так называемый "конверт", заставили раздеться абсолютно голым, перешерстили все мои брюки, все, одежду, и потом оделись, вывели из этой камеры, поместили в такую специальную автомашину, клеточка там можно только сидеть, встать и сидеть, да.
Видимо, в этой клет/, в этой машине были несколько клеток, потом я узнал, что, оказывается, в других клетках везли моих товарищей  и привезли в Военную Коллегию Верховного суда, которая в Лефортовской тюрьме заседала. 1avi 0.25.06.

1avi 0.26.15.
 Это длилось недолго, я говорю: “Я  перед смертью моя совесть чиста, я ни в чем не виноват, это все выдумано”. -  “Все?”, -“Все”.  Суд удаляется на совещание. Вывели меня опять в коридор, я стоял, обливался потом от того сознания, в чем меня обвинили.  Больше часа  там простоял, потом ввели обратно, да:  дело послать на доследование. 1avi 0.26.45.

1avi 0.27.07.
 Меня привели в камеру, откуда меня взяли. Вы знаете, меня не узнали в камере, я был настолько, понимаете, удивлен и не мог прийти в себя. Я не мог ни говорить, ничего.  И я в тюремном госпитале пролежал трое или четверо суток, пока пришел в себя. 1avi 0.27.34.

Этап на Колыму

. 1avi 0.30.11.
 Да, товарный поезд – это тюремный поезд такой. И вот нас ночью привезли туда, с собаками, со всем, с охраной, поместили  в вагон товарный. Вот, помню, зашли мы в этот вагон, заняли там эти нары и ждали. И в это время открывается опять вагон, и туда ввели уголовников, и вот уголовники пришли в эту камеру, сбросили нас всех с нар.. Но среди нас был один военный, у которого были сорваны петлицы. 1Avi 0.30.51.

1Avi 0.32.13. этот полковник Позорих знал семь языков, из них два восточных. Он был очень интересный собеседник. Он рассказывал многие  романы, и вот один из романов он прямо дословно нам читал. Этими романами увлеклись и уголовники, им очень понравилось, настолько понравилось, что они нас вернули на свои места, и мы спали вместе с ними. Вот он всю дорогу, понимаете, рассказывал этот роман наизусть, как будто книжку читал.1Avi 0.32.49

. 1avi 0.34.34. Ну а потом, значит, нас перегрузили и привезли, пешком шли  по Владивостоку в порт,  на пароход.
 1avi 0.34.51.

1avi 0.35.20.  и посадили в трюм. Пароход “Кулу” назывался. Да, вот тот пароход нас доставил до бухты Нагаево,  в Магадан.  И  туда плыли мы около трех суток  из Владивостока.  Потому что мы огибали японские острова, и на этих островах вся охрана переодевалась в гражданское, нам не разрешали выходить  на палубу. Мы сидели в трюме, железные эти стенки,  в морозе были, да. Страшно было.  И двадцать пятого декабря, нас привезли ночью, помню, в Магадан, и нас разгружали. Бухта Нагаево.. Когда разгружали, а мы все были в своей одежде, мороз был страшный. Это было двадцать пятое декабря, и пока дождались, пока выйдут из этого парохода, многие отморозили носы особенно, уши, ноги, пальцы, кто как, в общем, ужасно. 1avi 0.36.36.

. 1avi 0.36.57.
 И в эту же ночь, понимаете, всех нас разбудили, не дали спать. Пурга была, снегом занесены все дороги, и всех заставили взять лопаты и идти расчищать эти дороги, слышите 1avi 0.37.11.

Колыма. Прииск имени Берзина 1938-1943 гг.

1avi 0.38.38. Вот так я очутился на прииске имени Берзина, был прииск имени Берзина, и вывеска была такая “Прииск имени Берзина”, а потом, понимаете, переименовали на Верхний Ат-Урях, потому что Берзина,  оказывается, арестовали.  И в этом лагере я пробыл ровно пять лет,  в основном ходили в ночную смену 1avi 0.39.05.

1avi 0.40.37.
. И вот мы там все время ночами работали, заставляли много работать, конечно, причем смена выходила что-то в пять или шесть часов утра и до утра. Причем, конвой менялся, а мы оставались до выполнения норм. Без выполнения норм не выпускали с забоя никого. А инструменты были только одни – кайло, лопата, лом, тачка, и все. Вот это наши инструменты были. На тачках подвозили, грузили и там мы принимали. Я был приемщиком. А когда весна,  работали в забое, добывали золото. А золотоносный слой, он всегда был в воде, потому что оттаивала  вечная мерзлота, и всегда работали в воде.1avi 0.41.39.

. 1avi 0.42.22.
 И причем нормы такие, что  приходилось всегда оставаться. Если ходили на работу к восьми часам, а нас будили в пол шестого всегда, то с работы приходили около восьми часов вечера, уже к ужину. И уставших по дороге заставляли подбирать,  эти деревянные, там леса не было, а был стланник. Там вечная мерзлота, так что [деревья] вверх не растут, а по уровню земли, понимаете, такие, стланик назывался. Чтобы отапливать, понимаете, дом, эти бараки.
 Бараки были  из фанеры и обшиты  материалом. Вот так, да, внутри фанерные, и бараки накрыты брезентом. В бараке размещалось около ста человек примерно, и две печки, чугунные такие, длинные. И вот все старались, понимаете, руками охватить,  тепло этих самых чугунных плит. Были двухъярусные эти нары, ужасно. Около бараков  сделали снежный писсуар такой, причем писсуаром пользовались, будучи босоногими, потому что мы когда приходили с работы, наши вещи отбирали в сушилку. Значит, валенок не было. А как пойти в писсуар? В чем ты есть. Вот так мы и жили, понимаете, пользуясь этим писсуаром, да. 1avi 0.44.14.

 2avi 0.30.05.
А.К. - А много людей тогда умирало в лагере?
М.Т. - Очень много, очень много, каждую ночь люди, каждую ночь. Я помню, до пятнадцати человек доходило даже иногда ночью…Встаешь, и уже лежит больной. Очень много умирало. Знаете, а когда началась война, немножко лучше стали…
А.К. - Стали лучше кормить?
М.Т. - Да, кормить даже, да. Ну беречь стали, потому что пополнения не было.
2avi 0.30.34.

М.Т. 2avi 0.35.58. Только, только о гибели и думали, только. Что вернемся – это даже и мысли не могло быть даже. В таких условиях, и с такой охраной, и при таком отношении. Это ж не человек же ведь.  Вот бытовики – это люди. А мы, мы – это же обреченные на уничтожение, так прямо и говорили. 2avi 0.36.19.

2avi 0.34.43. А из Колымы удрать, это, конечно, большая проблема, туда добираться только через море,  понимаете, потому что сухопутного пути же не было. 2avi 0.34.54..

 2avi 0.35.27.. Да, понимаете, самое страшное – это то, что все жители там были, что называется, подкуплены, каждому там давали даже награды за поимку беглецов, поэтому редко кому удавалось бежать. В основном погибали от голода. 2avi 0.35.47.

В лагерной больнице

 1avi 0.44.25. Да, вот так  я поработал до какого-то времени, вдруг мне, понимаете, стало плохо. Я, помню, подошел к столбу, начал, крутится, начал ныть, потом я упал, и меня отвезли в этот самый барак, который назывался медпунктом.  Деревянный такой и туда пришел врач   Токмаков Алексей Степанович. Тоже заключенный, и определил у меня гнойный аппендицит. И в эту же ночь, а света не было, он дал указания зажечь свечки. И там стояли эти мужики, санитары, зажгли свечки, и он при свечках сделал операцию. Удалил там все, что нужно, и положили меня в палату.  Полежал я несколько дней, у меня высокая температура поднялась, и он предложил срочно опять на операционный стол. В чем дело было - воспалительный процесс.1avi 0.45.33.

1avi 0.45.42.
. и потом опять меня в палату. Ночью температура высокая и меня вышвыривают в коридор, мол, все равно безнадежный. Вот так два или три раза меня в коридор выбрасывали, а утром опять возвращали: приходят, а у меня сердце работает, меня опять в палату. Вот так, я помню, два или три раза. 1avi 0.46.00

Концерт

. 2avi 0.14.39.
М.Т. - Значит, я работал в лагере на общих работах, и кто-то рассказал   о том, что я играю на скрипке. Кто-то сказал вот этому Борису Никольскому, а он на гитаре хорошо играл. Так он меня нашел, да, и пришел ко мне с гитарой. И когда играл на гитаре, так я ему  все ноты говорю, какие ноты играть. У меня абсолютный слух был, да. Он говорит: « Ну, а где ж достать скрипочку, скрипку?" . Ну, взялся за это дело и достал скрипку. Он называл не скрипку, а скрипочку. Достал,  где-то нашел  и ему разрешили, и он принес ее в лагерь.  Ну я посмотрел, спущены струны, Колки были спущены, и волосы сохранились на смычке. Я ее привел в порядок и давай играть. И когда я дошел до “Вальса” Крейцера, я ему  проиграл, понимаете. А их три вальса у Крейцера написаны, так он, понимаете, подпрыгнул от радости. И вот заставил начальство разрешить, чтобы я перед лагерными работниками выступал. И выступали. Я в лагерной форме, понимаете, а он бытовик, понимаете. 2avi 0.16.13.

Освобождение

2avi 0.00.42…Повезли в ссылку. И когда приехали в ссылку в пятьдесят первом году, значит,  там уполномоченный мне предъявил такое, значит, указание, что, согласно приговору, я подвергаюсь ссылке бессрочно, и всякое нарушение проживания карается без суда и следствия двадцать лет каторжных работ. Вот я на это подписался и пробыл там четыре года, почти что, пятьдесят первый – пятьдесят четвертый, да. Ну, когда подох наш усатый , конечно, была же амнистия, и меня по амнистии тогда отпустили, причем амнистия касалась только тех, у кого было пять лет. Вот меня коснулась, и меня по амнистии выпустили, вот.  А потом уже в пятьдесят шестом году, когда я жил в Клинцах, мне предъявили реабилитацию. И написали, что следователь  такой-то  расстрелян . Вот так мне дали почитать да. И меня реабилитировали в пятьдесят шестом году. 2avi 0.01.57.

Комментариев нет:

Отправить комментарий