среда, 24 августа 2011 г.

Видео 8 опубликовано: Владимир Кантовский вспоминает - Судьба везучего человека

Видео: http://www.1917-1991.org/m/video-interviews/kantovskiy/?lang=ru

Владимир Кристапович Кантовский, 1923 года рождения.

Дважды был репрессирован. Во время Второй мировой войны воевал в штрафном батальоне.

Инженер-машиностроитель.


Сценарий видео: Владимир Кантовский вспоминает - Судьба везучего человека

Детство

1avi 00.00.25 Начну с родителей. Папа мой, из латышских крестьян-бедняков, в детстве был пастушонком, потом работал на фабрике, с 12-го года уже в партии большевиков. Активно участвовал в революции 1avi 00.00.46
………
1avi 00.01.37. В 38-м году его арестовали. Мне было пятнадцать лет, и я считаю, с 21-го августа 1938-го года началась моя взрослая жизнь. 1avi 00.01.56.

 1avi 00.08.47. Папу в августе арестовали, а через три месяца при ноябрьской зачистке, предпраздничной, арестовали маму. Тоже в 38-м году. 1avi 00.09.00.

 1avi / 00.11.29.  Я учился в школе. Ужасно много читал  активно-познавательной литературы - истории, экономики, философии и так далее. Я перечитал за эти последние школьные годы столько, сколько, по-моему, за всю жизнь  не читал. Ну и товарищи у меня были довольно развитые, обсуждая обстановку, мы  только в терминах путались,  искали какой термин - просто это бонапартизм или это уже фашизм. Мыслили. Причем совершенно необязательно, что все были дети репрессированных. 1avi / 00.12.19.


Замечательный школьный учитель

/1avi  00.15.29. В восьмом классе у нас появился замечательный учитель истории, Павел Артурович Дуковский. Вообще были хорошие преподаватели, но он особенно ярко,  настолько четко он требовал не выучивания, а понимания, что это был переворот в сознании очень многих учеников. Многим это было очень сложно, как всегда бывает. Другим неплохо. Он заставлял нас обдумывать, что такое история,  четко пытаться дать объяснения событию, а не просто их описание.  Заставил мыслить.1avi /00.16.26  
…..
 1avi /00.17.27. Вдруг мы прочитали в Учительской газете, что на очередном,  январском совещании учителей в районе нашего Павла Артуровича грязью мажут почем зря. Мы возмутились, стали ходить в Учительскую газету, в ЦК комсомола, в райком партии,  пробивались на приемы к первым лицам. Действительно, прислали из райкома партии какую-то комиссию, которая очень высоко оценила его работу.  Это было в марте 41-го года, а 16-го марта 41-го года его арестовали. Это было, конечно, шоком, ударом. В ответ на это, мы -Лена Соболь, Елена Васильевна Соболь, я, Анечка Бовшерер сначала независимо друг от друга, потом вместе выпустили такие письма, листовки. Ну сколько там? Один-два листочка  папиросной бумаги, разложили по конвертам и разослали и по разным адресам. Своих учеников, естественно. 1avi /00.19.32.  
……………
1avi /00.20.35. Мы кончили школу и встретили войну. Практически одновременно,  с началом войны нас всех арестовали.1avi /00.20.53.

Арест
……………..
 1avi /00.24.04. Десять лет ИТЛ получил я, десять лет получила Анечка. Что Лена Соболь причастна, никто не знал кроме меня. Лена была даже еще несовершеннолетней, может, поэтому. получила пять лет условно.   1avi / 00.24.32.
……
1avi / 00.23.20. Самое мучительное в тот период, это - полное отсутствие информации. Такая была хорошая изоляция, что мы знали: война началась, но то ли наши в Берлине, то ли немцы в Москве, мы - не ведали. 1avi / 00.23.32.
……..
3avi / 00.00.23. Три лагеря я прошел. Каждый страшен сам по себе. Начнем с первого, Омский лагерь. Он страшен, конечно, в первую очередь эпохой. Общеизвестно, что самый умертвляющий год в лагерях это был 42-й. Зима 41-го-42-го года косила людей безжалостно, люди умирали от голода, от холода, от тяжелого физического труда.  Особенно  это относилось  к нашему этапу москвичей, которые неподвижно пробыли  в жаре, в тюремных камерах по 70 человек, голодные и   раздетые. Этот лагерь страшен гибелью людей,  огромным количеством,  по-лагерному выражаясь, доходяг, по-медицински - дистрофиков и пелагриков. 3avi / 00.01.57.
……….
 3avi /00.03.02. Для меня этот лагерь был еще уроком с двух точек зрения.  Первый урок, важнейший - ради еды ничего не жалей. Отдавай все свои тряпки московские, все, что можно отдать, лишь бы съесть лишний кусок хлеба, когда ты голоден.  Это элементарный урок. Второй урок – смело берись за любую работу, даже если  не очень ее знаешь еще, но ты не такой дурак, чтобы не освоить. Потому что формально я там работал - экономистом или плановиком, не знаю, как это называется. О чем я понятия не имел, конечно, до того момента, как взялся. И, наконец, третий – может быть, самый главный урок –  если хочешь чего-то добиться, то бей в одну точку, будет у тебя успех, не будет успеха, но каждый раз, как находишь кусочек бумажки, пиши очередное заявление, чем больше ты их напишешь, тем больше у тебя шансов на успех. 3avi /00.04.30.

Война
………..
1avi / 00.31.05. Этих заявлений я писал, наверно, десятки.   42-й  год шел, стало модным формировать национальные части. Я по всем документам латыш, латышская гвардейская дивизия уже была, а где латышей набрать-то? Вот, и в лагерях тоже подбирали. Ну, я думаю, в сочетании того и другого, ну мне колоссально повезло. Мои десять лет заменили на пять лет с отправкой на фронт. 1avi / 00.31.51.

1avi / 00.37.27. …….. только что Сталинградская битва закончилась, и крупный мешок был 16-й немецкой армии в районе Демянска, с узким перешейком километров семь-восемь, у деревни Сорокино. И вот как я понимаю, - я конечно, не стратег, и со стратегическими планами не знаком, -  задача нашей штрафной роты была разведка боем, выявить огневые точки противника, то есть, заставить как можно больше стрелять в нас. Для выполнения этой задачи вечером мы вышли, всю ночь куда-то шагали, шагали, шагали. 1avi /00.38.17.
………………
1avi/00.38.58. Вот мы там накопились, потом дали команду: “Вперед”.  Вперед пошли и начали нас, чтоб мы не больно высоко ходили, нас пулеметом положили. Немножко поползли вперед, стали минами накрывать. 1avi/00.39.24.
…………
1avi /00.39.50. В санитарном поезде рассказывали, что в строю осталось  всего семь человек.  Приехал какой-то генерал или полковник, всем медали нацепил, семи человекам. Ну, я был ранен тогда, до сих пор с такой вот рукой кривой хожу. Тут все было раздроблено, конечно, вдребезги. 1avi /00.40.25.
……………..
1avi/00.41.41. Я считаю, что мне опять  здорово повезло. Все-таки из всех возможных тяжелых ранений - левая рука самое наименее плохое место. Ну, что дальше? Ну, дальше были госпитали, госпитали… 1avi / 00.42.09.
……………….
1avi /00.45.09. Выписали из госпиталя с инвалидностью второй группы. 1avi / 00.45.13.
 ………………
1avi / 00.47.32. в 45-ом году поехал, женился, с молодой женой поехал к папе в лагерь, в Вятлаг. 1avi / 00.47.42.

1avi /00.49.03.А на обратном пути меня на вокзале уже встречали и сказали: “За тобой приходили”.  Ну и возле дома встретили, даже домой не поднимался.1avi  00.49.26.
…….

Снова арест

1avi 00.49.46. сентябрь 45-го. Тогда, оказывается, уже постепенно ребят задержали, тех,  с кем я сидел, и арестовали еще тех ребят, которые в 41-м были в армии, которые старше на год. 1avi / 00.50.09.
………….
1avi /00.56.50. На Белом море строился завод нашего нынешнего оборонного щита, подводных лодок. И при нем городок, который потом стал Северодвинском. Там я попал, к сожалению, сразу на инвалидную командировку. Это, конечно, было ужасно, потому что достаточно я был трезв, чтобы понимать, вопрос только в том, сколько там удастся продержаться: шесть месяцев  или шестнадцать. Опять всеми силами пытался выбраться оттуда, везде писал: “Как вы меня, такого крупного специалиста – два курса МВТУ ж кончил –  держите без работы, когда я могу строить стране городок”.  Потому что я не сомневался, что нужно вырываться оттуда. Повезло все-таки, еще раз повезло, потому что послали меня в механические мастерские, в гидромеханизацию.  Ну а там вообще как-то, повезло чудесным образом. 1avi /00.58.23.
………….
1avi /00.59.00. А бригада  механических мастерских, это, конечно - цвет ленинградских машиностроителей, все по десять лет имеют по пятьдесят восьмой, мужики лет тридцать-сорок, классные специалисты. 1avi/00.59.17.
….
1avi /00.55.31. И.О. А рука у вас к этому времени уже прошла? Или так с бинтами?.
В.К. Да нет, с рукой на перевязи. И систематически у меня каждый месяц или раз в несколько месяцев обострение, с температурой, с нарывом. 1avi / 00.55.47

2avi /00.12.25. Мучался я с рукой, конечно, так как не мог я, не имел права обращаться к медицине. Потому что если я обращаюсь к медицине, меня направляют в лазарет, а оттуда меня направят куда угодно.
И.О. Да, и вы в инвалидный лагерь опять.
В.К. И я в инвалидный лагерь опять. Значит, кто выступал хирургом? Я сам. Вскрывал себе. Это все вот так  вздуется. Я знаю, что деваться некуда. Остро наточить ножи у нас умели, в электроцехе всегда был какой-нибудь заменитель спирта. Обожжешь – протрешь… 2avi 00.13.13.

2avi 00.16.32. В 51-м году в сентябре у меня кончился срок. Заехал в Инту на недельку-на две, оттуда освобождали, оттуда этапом повезли в Министерство внутренних дел Коми АССР, в Сыктывкар. 2avi 00.16.52.
…..
2avi /00.17.13. Там мне пришлось громко скандалить, потому что меня хотели послать куда-то в лес. А что я в лесу буду делать с этой рукой? Подыхать с голоду, пайка-то не будет. Добился того, чтобы все-таки в Воркуту послали, где можно трудоустроиться как-то. 2avi /00.17.37.

3avi /00.14.30. А ссылка – это не лагерь. Также как лагерь – это не тюрьма, также как общая камера – не карцер. То есть, все это определенные этапы на пути, на пути к свободе, скажем. Каким этапом является советская жизнь, это я не знаю, но тоже этап.  3avi /00.14.57. 
……………………………
 1avi / 00.32.53. Ну, я вообще везучий человек, вот смотрите – мама месяц посидела – выпустили, папа три года в сталинские времена получил, я десять лет получил, через полтора года в армию попал. Ведь это же редчайший случай. 1avi / 00.33.09.

Комментариев нет:

Отправить комментарий